Автор: Сергей Палиенко

Крытый двухосный вагон образца 1892 года, переоборудованный в 1930-е годы на грузоподъёмность 18 тонн. Это бывший НТВ (нормальный товарный вагон), грузоподъёмностью 16.5 тонн. Построен в городе Варшаве на заводе Лильпоп Рау и Левенштейн, во времена Российской Империи. Год постройки не известен, так как заводские таблички не сохранились. В начале 2000-х годов вагон был обнаружен на окраине г. Владимир-Волынский, Волынской области в частном секторе, где стоял на краю огорода как сарай. После создания АЗІЗУ появилась возможность забрать вагон в коллекцию техники. Вагон опирался рамой по всему периметру на кирпичный фундамент.

НТВ до переделок

При детальном изучении в сентябре 2010 года оказалось, что ниже фундамента в земле он полностью комплектный с колёсными парами и  тормозным оборудованием. На месте оказалась и сквозная упряжь со стяжками. На кузове, чётко читались трафареты с номером вагона – Ок 477 077.

Перестановка во Владимире Волынском

Хозяева, на тот момент уже начали разбирать деревянный кузов и собирались сдать вагон на металлолом. С ними удалось быстро договориться и вагон выкупить. В октябре 2010 года состоялся вывоз вагона. После трудоёмкой подготовительной операции, которая включала в себя извлечение вагона из земли и спиливание нескольких деревьев на пути подъезда автокрана, экспонат удалось переместить ближе к дороге, переставив при этом несколько раз для погрузки на трейлер. Сначала вагон перевезли в частный сектор около ст. Тетерев ЮЗ ж. д., а в апреле 2011 года он уже в разобранном виде был доставлен в г. Вишнёвый в запасник АЗІЗУ.  После  тщательного изучения полуистлевшего тех.паспорта, чудом сохранившегося в штатном ящике на кузове вагона, а также клейм на торцах осей колёсных пар, стало известно, что последний годовой ремонт вагон проходил 5-го января 1951 года в ВЧД -1 Ганибас ст. Рига Латвийской ж. д. Уже пожилой сын хозяина вагона, купившего его в 1950-е годы  рассказал, что отец притащил его с подъездных путей зимой – по дороге трактором и поставил на огороде.

Разгрузка в Тетереве

Вагон утеплили и жили в нём пока не построили рядом дом, а после того вагон уже использовали как сарай. На момент приобретения в вагоне уже отсутствовали обе бокове двери, один загрузочный люк и колонка ручного тормоза, а также некоторые мелкие детали. Деревянный кузов конечно пришлел в негодность и его нужно изготовить заново по альбому чертежей который есть в коллекции АЗІЗУ. Рама вагона в некоторых местах значительно повреждена коррозией, но вполне ремонтируется. Бандажи колёсных пар нужно обточить, хотя они совсем не изношены после формирования, но при этом поскольку пол века находились в земле то имеют значительные раковины от коррозии. Шейки колёсных пар также имеют раковины, но значительно меньшие и тоже нуждаються в обточке. Кстати одна из колёсных пар имеет кованный центр с двойными спицами. Таких колёс в Украине всего несколько штук.

Колёса разных эпох

Бывшая табличка данного вагона