Окончание. Начало здесь.

ПАРОВОЗНОЕ ТУРНЕ

На четвертый день пребывания в Будапеште нам было уготовано паровозное турне за город. Прибыв в 8.30 на вокзал Ньюгати, в одном из тупиков увидели необычный поезд, состоящий из старинных вагонов постройки конца ХІХ-го – начала ХХ-го века с пассажирским паровозом 109-й серии во главе, 1917 г. выпуска. Перрон был переполнен желающими посмотреть на паровозное диво и запечатлеть себя на его фоне.

Первый вагон поезда был микстом. Здесь соседствуют салоны первого и второго классов. В купе три или шесть кресел, обтянутые бархатом. Разница между классами в большей ширине купе и наличии столика… Второй вагон служит рестораном. Вдоль стен расставлены двухместные столики. На каждом из них красовались ажурные лампы под старину. На полу – ковёр. Отдельно вдоль стены стоял диван. С противоположной стороны имелось пианино. Третий вагон третьего класса. Особого пафоса в его интерьере не было. Всё деревянное, как полки для багажа, так и сидения, но выглядело отреставрированным на все 100% до мельчайших деталей. В вагонах даже работало паровое отопление.

В 11.20 по местному времени наш поезд прибыл на тупиковую станцию в маленьком городке Дьендьёш. Это небольшой туристический центр в предгорьях массива Матра. Здесь в самом его центре затаилось начало узкоколейной железной дороги, уходящей в горы. Начальная тупиковая станция имеет два пути со съездом для обгона. На выезде на перегон – ответвление, ведущее в депо, на территории которого ремонтируют вагоны и локомотивы.

МЕЧТА – ОБОГНАТЬ ПОЕЗД

Тепловоз уже был прицеплен к двум пассажирским вагонам. Поэтому, как только пассажиры разместились, сразу же после запуска дизеля поезд тронулся. По городу «железка» несколько раз пересекала крупные автодороги, перед которыми мы останавливались. Специальный работник (кондуктор) выходил из вагона, включал переездную сигнализацию, останавливая движение транспорта. После проезда поезда, сигнализация выключалась, и поезд отправлялся далее.

Данная железная дорога, помимо того, что предлагает регулярные экскурсии для туристов, также считается лесовозной, доставляя лесорубов в горы. Хотя признаюсь: никакой погрузки и перевозки леса именно по рельсам не видел. Железная дорога субсидируется государством, поэтому выглядит вполне прилично. Деревянные шпалы новые. Они почему-то полностью заменили приличные железобетонные, горы из которых я видел позже на территории депо. Светофоров на линии нет. Зато есть несколько разъездов.

Красота из окон вагонов началась сразу же, после того как через пару километров поезд въехал в заросли деревьев, что в частном секторе. В вагоне работала дровяная печь для отопления и окна от переизбытка тепла были приоткрыты. На дворе буйствовала весна, поэтому в самом цвету были вишни, сирень и другая одурманивающе пахнущая растительность. Поезд пробирался по мелким тоннелям зарослей пригорода, расчёсывая ветки. На выезде из города пути разделились: один – пролегал у подножья горы, второй, по которому мы поехали, уходил влево в горы. Через пару километров, оказавшись в ущелье, к «железке» примкнула небольшая горная речушка, придавшая экскурсии дополнительную красоту. Вода сопровождала нас до самой конечной станции. В горном ущелье появился лиственный, чередующийся с еловым лес. Выглядывая из окон, видя эту красоту, хотелось выпрыгнуть на ходу, обогнать поезд, сфотографировать его и рассмотреть природный ландшафт. Кстати, если бы не привязанность к группе, это можно было сделать, так как на подъём, с кривыми очень малого радиуса, тепловоз порой замедлял ход до скорости не более 10 км/час, изредка разгоняясь до 25 км/час. На одном из пунктов скрещения локомотивная бригада подвергла ревизии радиатор дизеля, так как было видно, что вода закипела. Значит, температурный режим был на пределе.

Узкоколейка перевозит много туристов, поэтому высоко в горах есть несколько баз отдыха с ресторанами. Кстати, наш обед проходил в одном из них. После шикарного ланча в ресторане, стилизованном под охотничий домик, мы отправились вверх до конечной станции маршрута. Вскоре мы отправились назад. На развилке уже возле города встретили другой поезд с туристами, отправившийся вслед за нами на другую ветвь узкоколейки. По прибытию же на конечную станцию нас повели в депо, где продемонстрировали старинный узкоколейный паровоз.

И здесь было множество интересных экспонатов.

Вернувшись на станцию Дьендьёш, мы увидели, что паровоз за время нашего отсутствия, «привязался» к составу. Вскоре в обратный путь в Будапешт. На станции Хатван, на полпути к столице, была запланирована остановка для набора воды и разворота паровоза. Время на стоянке мы потратили не зря. Отсняли несколько рельсовых автобусов серии РА-В, Мытищенского производства, а также несколько пригородных электропоездов Stadler, «поймали» грузовой поезд, которым управлял австрийский залётный электровоз, сходили в локомотивное депо, отыскали два паровоза, а также множество локомотивов и старинных вагонов. Стоит отметить, что в депо отношение к нам было более чем благосклонное. Никто нас не прогонял, не задавал ненужных вопросов, мол, для чего это нам, а напротив нас приветствовали на каждом шагу.

После прицепки паровоза некоторые любопытные экскурсанты даже попросили локомотивную бригаду разрешить рассмотреть будку машиниста, в которой ехали до самого Будапешта. Прибытие на вокзал Ньюгати было помпезным. Все локомотивы встречали нас протяжными гудками, пассажиры на платформах фотографировали, железнодорожники приветствовали рукопожатиями. На этом официальная часть закончилась. Позже была прогулка по ночному Дунаю, но это уже другая история.

МУЗЕЙ ТРАНСПОРТА В ГОРОДЕ СЕНТЕНДРЕ

В последний день нашего пребывания в Венгрии было запланировано посещение ещё ряда музеев. Но это был понедельник – день, в который практически во всех музеях выходной. Поэтому планы в течение дня очень корректировались, интерес при этом не уменьшался.

Для начала было решено посетить Музей транспорта, что в парке Варошлигет. Он оказался закрытым. Однако не меньший интерес вызвал памятник танку-паровозу. Сфотографировав замершую на постаменте модель, было решено отправиться в пригород Будапешта – в г. Сентендре. Здесь в местном Музее городского транспорта нам обещали не менее интересную экскурсию. Загрузившись в вагон линии Н5 городской электрички, мы уже через 40 минут были на конечной станции. Музей находится возле пассажирского перрона вокзала. Он тоже оказался закрытым, но значительная часть экспозиции расположена на улице. Поэтому, что могли сняли, просунув видеокамеры и фотоаппараты сквозь прутья ограждения. На противоположной стороне главных станционных путей располагается ремонтное депо электропоездов линии Н5. Недолго думая, мы перешли по служебному переходу в депо и на тыльной части территории наткнулись на коллекцию старинного подвижного состава, явно сохраняемого для будущего музея. Вагонов и локомотивов было так много, что просто глаза разбегались. Здесь были и старинные двухосные вагоны, многие с деревянными кузовами, и различные самоходные вагоны начала ХХ-го века, и первые электровозы с деревянными кузовами, возможно работавшие на этой линии. В общем от антиквариата веяло современностью и мы даже не расстроились, что не попали в музей на основную экспозицию. Запасник, кажется, не уступал основной коллекции. Пересняв всё, что попалось на глаза, я и коллеги по увлечению вернулись на противоположную сторону станции и с другой стороны музея наткнулись на рабочий тепловоз 1943 г. выпуска на заводе Ганц-Маваг, видимо, используемый на манёврах. Ну и что если старый? У нас, к сожалению, эти локомотивы давно попали в металлолом, «сославшись» на большой возраст, а здесь не на главном ходу, при музее, но машина работает.

За все дни пребывания в Венгрии ни у кого из местных жителей не возникало вопросов по поводу того, что мы снимаем. Туристов здесь почитают, ведь это в первую очередь прибыль для страны. Даже на территории тех депо, в которых мы были, нас приветствовали, проходя мимо. И не смотрели, как было замечено, с презрением вслед. На фотосъёмку вообще никто не обращал внимания.

Надеюсь, что и в Украине подобное музейное движение когда-нибудь приобретёт масштабы национального, и руководства различных структур на разных уровнях хотя бы не будут препятствовать его развитию.

Поездка удалась, хотя мы, наверное, в самом Будапеште не видели и половину железнодорожных достопримечательностей, не говоря уже о самой Венгрии. Надеемся: все еще впереди. А время покажет!

Сергей ПЕТРУНЬКИН, инженер техотдела Конотопской дирекции железнодорожных перевозок. Публикуется с разрешения автора.