Раньше само отношение к узкоколейным железным дорогам было у меня каким-то пренебрежительным дол­гие годы. Наверное, дело было просто в том, что я их и не видел никогда, а ассоции­ровались они, в первую оче­редь, с городскими ДЖД, о которых было вовсе несерь­езное мнение — они детские, не настоящие и глупые. Един­ственное, что мне приходи­лось видеть живьем из узко­колейной техники, вплоть до 2000 года — это паровоз па­мятник К157-76 на ст. Боярка Юго-Западной ж.д. И только в августе 2001 года, возвра­щаясь на машине с юга, пос­ле отдыха на море, мы ком­панией любителей железных дорог заехали, по пути в Киев, на ст. Подгородная Одесской ж.д., где мне впер­вые довелось прикоснуться к миру настоящей узкоколей­ной железной дороги.

Станция Голованевск. Отправление поезда на Гайворон. 2004г

Станция Голованевск. Отправление поезда на Гайворон. 2004г

Тогда «узкая» сторона станции Подгородная была, практически в полной сохран­ности, и единственное чего не хватало – не было поезда. Причем, как сказали местные жители, поезда перестали хо­дить сюда буквально несколь­ко дней назад и, действитель­но, рельсы еще блестели, и ничего не говорило о скором исчезновении участка Подгородная-Голованевск.

Входной семафор красо­вался на «боевом посту», осмотровая канава для ТУ2, около водонапорной башни блестела свежим мазутом, все было ухожено, подкра­шено, то есть было «живым». Очень впечатлила тогда ста­ринная каменная водонапор­ная башня с деревянным вер­хом и особенно — впервые в жизни увиденный действую­щий семафор! После этого, по дороге к ст. Голованевск Одесской ж.д., на одном из переездов я увидел как рав­ноправно и солидно лежит на перегоне рядом с широкой и узкая колея. Затем нашей компанией была осмотрена ст. Голованевск, на которой было много узкоколейных платформ и древний снего­очиститель с деревянным ку­зовом необычной конструк­ции, а также и действующие семафоры в обеих горлови­нах станции.

Отправление поезда на Рудницу со станции Бершадь, 2003 г.

Отправление поезда на Рудницу со станции Бершадь, 2003 г.

Здесь же обнаружились интересные клейма на шейках рельсов с датами XIX и начала XX веков. Среди них были та­кие: «Dowlais steel 12.75 Kiew Brest». Тогда, пожалуй, я и от­крыл для себя мир узкоколей­ных железных дорог МПС. Все тут было серьезно, по-на­стоящему, и во всем ощуща­лась вековая история Гайворонской УЖД. Второй раз мы приехали уже в сам Гайворон, спустя почти год. Именно в этот при­езд мне довелось что называ­ется «с головой» окунуться в мир узкоколейки — проехать по ней, побывать в локомотив­ном и вагонном депо, на боль­шой узкоколейной станции, где действительно было на что по­смотреть. Тогда на шести пар­ковых путях стояло более 60 грузовых и пассажирских ваго­нов и три снегоочистителя, два из которых были таранные, тя­желого типа. Трудяги ТУ2 про­извели тогда впечатление и сразу же полюбились — навсег­да. На территории вагонного депо стояло более двадцати ТУ7, эвакуированных с ра­зобранной УЖД Вапнярка-Ямполь. Среди них было и несколько тепловозов, при­писанных к депо Гайворон. Все они были списанные и стояли в ожидании разделки.

Поезд Гайворон- Рудница прибывает на ст.Рудница Одесской жд- 2002 г.

Поезд Гайворон- Рудница прибывает на ст.Рудница Одесской жд- 2002 г.

С тех пор мы с коллегами много раз приезжали и про­должаем приезжать в эти необычные места, чтобы сно­ва и снова посмотреть на уди­вительный мир узкой колеи. Бывали мы там в разное вре­мя года и в разное время су­ток, для съемки поездов на перегонах в красивых местах, по всей линии от Рудни­цы до Голованевска, на всех станциях и около них. Поскольку всегда ездили мы на машине, то побывали и на ра­зобранных участках, то есть изучали все досконально. Всякий раз открывали для себя что-то новое, интерес­ное и убеждались, что надо­есть такая дорога не может никогда! Кроме своей, более чем столетней истории, она еще и настолько объединена с природой, что налюбовать­ся ею невозможно.

Но, к сожалению, с каж­дым годом все более отчет­ливо становилось видно, что лучшие времена для этой уни­кальной дороги давно позади. Приезжая сюда из года в год по нескольку раз, я с колле­гами осознавал горечь оче­редных утрат. Десятками уничтожались, ставшие ненужными из-за исчезновения каких-либо перевозок, гру­зовые вагоны, а также, и часть пассажирских. Неза­метно исчезали, стоявшие ранее на некоторых станциях «закрещенные» семафоры. Большая часть станций теперь превратилась в остановочные пункты — сняты боковые пути и подъездные ветки предпри­ятий. Кое-где заброшены вокзалы. Разобраны участки Голованевск — Подгородная и Дохно — Чечельник. Совсем недавно, под угрозой разбор­ки был участок Гайворон — Голованевск. Но его пока оста­вили. Сама станция Гайворон сейчас почти опустела и силь­но перепланирована. Теперь, фактически, по узкой ее сто­роне осталось всего три пути и один тупиковый. На месте бывших еще двух путей — ши­рокая колея. Прекратила су­ществование и всем хорошо знакомая «визитная карточ­ка» Гайворона — водонапор­ные башни-близнецы на въез­де в депо. Одна из них долгое время стояла с накренившим­ся деревянным шатром, и не­давно его разобрали. Голый ржавый водяной бак над ка­менной частью пока стоит, как символ упадка во всем. Кста­ти, выяснилось, что эта вторая башня был построена гораздо позже первой — видимо пос­ле войны, а прослужила она гораздо меньше — умели зна­чить строить в царские време­на! Среди работников дороги (Гайворонского отделения Одесской железной дороги) — осознается понимание того, что если бы судьба УЖД была оставлена на усмотрение только руководства Одесской ж.д., то сегодня остался бы лишь участок Гайворон — Бершадь, а то и вовсе бы все ра­зобрали. Пока все зависит от «Укрзализницы» – дорога дер­жится. Еще один факт — «ев­роремонт» вокзала, произо­шел в прошлом году. Конеч­но, для пассажиров это «чудо XXI века», а для любителей железных дорог — еще одна утрата — нет больше «старого вокзала» с большими деревь­ями вокруг. Отсчет времени пошел сначала — с голых све­жевыкрашенных стен.

Сг. Гайворон. Прибыл поезд из Рудницы. 2002 г.

Станция Гайворон. Прибыл поезд из Рудницы. 2002 г.

Есть, конечно, и хорошие новости в Гайвороне. Появился еще один локомотив ТУ2-165, который после трехлет­ней стоянки в Киевском депо Дарница был возвращен в Гайворон и отремонтирован. Теперь их пять: (071,165,179, 263, 274). Глядя на все это, останавливаемся на мысли, что именно здесь в Гайворо­не было бы здорово создать музей узкоколейной желез­нодорожной техники Украи­ны, здесь сама дорога-му­зей, который, к сожалению, тает на глазах. Остается толь­ко надеяться, что все будет существовать как можно дольше и «гай ворон», ото­браженный в гербе города черным вороном, будет все­гда ассоциироваться у нас с железной дорогой узкой ко­леи.

Сергей Палиенко