Ретро-трамваи Харькова

 

6 июля 2006 года многие харьковчане с удивлением заметили на центральных улицах города необычный маленький трамвайный вагон. Таких трамваев – серии “Х” – город не видел уже почти 40 лет. Трамваи этого типа работали на харьковских линиях с 1927 по 1969 г.

Трамвай Х № 100 на конечной “ЦПКиО им. Горького”

Выпуск трамваев серий “Х” (моторных) и “М” (прицепных) был начат в 1927 году на Мытищенском вагоностроительном заводе. Проект моторного трамвайного вагона был разработан харьковскими инженерами в 1925-1926 гг, в честь чего вагонам и была присвоена серия “Х”. В 1937 году производство их было перенесено на Усть-Катавский вагоностроительный завод. В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны производство было прекращено. До войны вагоны этого типа были самыми массовыми на территории СССР. Объем их выпуска составлял до 2000 вагонов в год.

В Харькове первые вагоны серии “Х” появились в 1927 году. До войны трамвайный парк Харькова практически полностью состоял из вагонов серий “Х” и “М”. В 1933 году на базе вагонов серии “Х” и “М” был создан образцовый трамвайный поезд, получивший название “Барин”. Торцевая стенка между салоном и площадкой была заменена никелироваными стойками, вместо стандартных деревянных сидений в салоне были установлены мягкие диваны, повешены зеркала и часы, место водителя отгородили от пассажирского салона занавеской.

Вагоны серий “Х” и “М” работали в Харькове до 60-х годов. В начале 60-х, в связи с массовым приходом трамваев серии РВЗ-6 и КТМ-2 началось из списание. В последний раз трамвайный поезд из вагонов серий “Х” и “М” вышел на маршрут 25 февраля 1969 года. Еще около 15-ти лет несколько вагонов использовались как служебные – для перевозки грузов и рабочих.

В 1991 году вагон серии “Х” попытались восстановить к 90-летию харьковского трамвая, однако развал СССР и последовавший затем глубокий экономический кризис не дал свершится задуманному.

Вновь к идее восстановления трамвая вернулись весной 2005 года – уже к 100-летию харьковского электрического трамвая. Сохранившихся целиком вагонов, конечно, уже не было. За основу был взят частично сохранившийся кузов вагона “Х” (ранее этот вагон использовался как снегоочиститель). От оригинального вагона в нем сохранилась лишь часть крыши, каркас кузова и фрагменты рамы. Остальное пришлось восстанавливать по старым чертежам и фотографиям. В восстановлении вагона участвовали все трамвайные депо Харькова. В честь юбилея вагону присвоили номер “100”.

Работа заняла полтора года. В июне-июле 2006 года была проведена обкатка, а 6 июля трамвай совершил свою первую “официальную” поездку. Первыми пассажирами трамвая стали, как обычно, официальные лица и представители СМИ.

Вскоре трамвай на некоторое время покинул Харьков, чтобы поучаствовать в съемках сериала “Ликвидация”. Съемки проходили в Одессе. Трамвай снялся в пяти эпизодах фильма под несколькими разными маршрутными номерами. Затем вагон вернули в Харьков, где в ноябре он снова попал на экраны телевизоров – уже в клипе харьковской музыкальной группы “М.А.ТЕ”.

Вновь на маршрут трамвай вышел только в середине мая 2007 года, когда Харьков посетила группа любителей электротранспорта из Великобритании. Для них была организована экскурсия по предприятиям Харьковского электротранспорта, включавшая в себя поездку на харьковских ретро-трамваях серий “Х” и МТВ-82 (о нем ниже).

 

Трамвай Х № 100 на конечной "Южный вокзал"

С 1 июня 2008 года вагон “Х” наконец-то начал регулярные экскурсионные рейсы для пассажиров. Первыми пассажирами стали воспитанники детского дома “Семья”.

Маршрут пролегал от ЦПКиО им. Горького по ул. Пушкинской, затем через ул. Полтавский Шлях (быв. Свердлова) и до Южного вокзала. Во время движения экскурсовод рассказывал об архитектуре и знаменитых жителях Харькова.

В 2009 году, несмотря на протесты общественности, были ликвидированы трамвайные пути на старейшей “трамвайной” улице города – Пушкинской, в связи с чем маршрут экскурсий полностью изменился. Трамвай стал ходить от Южного вокзала через Пролетарскую площадь и ул. Грековскую до ул. Гончаровской. Новый маршрут, немалая часть которого пролегает через отнюдь не блещущий архитектурными достопримечательностями и чистотой район “Москалёвка”, конечно, стал гораздо менее популярным.

В 2010 г. был разработан новый экскурсионный маршрут от Южного вокзала до Мемориала Славы. Однако вагон “Х” следовать по этому маршруту не может, поскольку часть трассы пролегает по крутому подъему – спуску Пассионарии. Трамвай поставили в депо и вновь выпустят на маршрут в 2012 году, когда в Харькове будет проходить чемпионат по футболу “Евро-2012” и в город приедет множество иностранных туристов.

Салон трамвая Х № 100

По новому же маршруту стал курсировать восстановленый вагон модели МТВ-82 постройки 1947 года.

Трамваи МТВ-82 выпускались с 1947 по 1961 г. сначала Тушинским заводом № 82 (до 1949 г.), затем Рижским вагоностроительным заводом. В Харькове МТВ-82 появились в 1953 году и эксплуатировались в пассажирском движении до середины 80-х годов. Многие из этих вагонов были перестроены для хозяйственных нужд и строительных работ. Сейчас в Харькове около 50-ти вагонов МТВ-82, использующихся как специальный подвижной состав.

В 2006 году руководством коммунального предприятия “Горэлектротранс” было принято решение отреставрировать один МТВ-82. Выбранный для реставрации вагон ранее работал на 1, 17 и 24 маршрутах, затем был переоборудован в путеизмеритель, а после использовался в качестве склада запчастей в Салтовском трамвайном депо. Трамваю был присвоен номер 55. С чем связано присвоение такого номера – неизвестно, все харьковские трамваи этой модели имели номера вида 8хх.

Впервые трамвай был продемонстрирован публике 7 июля 2006 года на выставке подвижного состава, проводившейся в Коминтерновском трамвайном депо.

К сожалению, реставрацию этого вагона нельзя назвать полной. Двери вагона и перегородка между салоном и кабиной водителя взяты от более современных трамваев Tatra T3SU, декоративная эмблема (“птичка”) впереди – от вагона РВЗ-6. Деревянный пол в трамвае воссоздан лишь частично – в проходе между пассажирскими сиденьями, а под самими сиденьями (тоже не “родными”, а от вагона Т6В5) расположен современный металлический настил.

Трамвай МТВ82 на конечной "Южный вокзал"Во время нового экскурсионного маршрута пассажиры узнают об участии Харькова в Великой Отечественной войне, об ужасах оккупации, мужестве защитников и освобождении города. Экскурсионная программа включает в себя получасовую остановку на Мемориале Славы в Лесопарке и небольшую экскурсию по самому Мемориалу.

Справедливости ради надо заметить, что МТВ-82 № 55 – не первый отреставрированный харьковский вагон этой серии. В 2002-м году для съемок фильма “Русское” был частично отреставрирован МТВ-82, используемый в качестве вагона-электростанции под наименованием “ВЭ-1”. Кузов вагона был реставрирован и окрашен в почти стандартную окраску – бардовую с желтым (на самом деле при оригинальной окраске вместо желтого использовался бежевый цвет). На время съемок вагон получил номер 700. После съемок фильма трамвай вернулся к работе в качестве вагона-электростанции, и еще некоторое время его можно было видеть на улицах города в “киношной” окраске. Затем трамвай вновь перекрасили в стандартные для Харькова “рабочие цвета” – голубой с желтым и серым.

Салон трамвая МТВ82

 

Сергей Попов, 2011 г.