КАРПАТСКИЙ ПАР 2007
Известие о том, что фирма "Джерело" проводит паровозный ретротур в Карпатах, подсказало нам с коллегой, что пора готовиться в дорогу. Зимние туры по горам для иностранных туристов тогда стали уже традиционными, хотя последние два года они не проводились и это тем более было интересно, особенно принимая во внимание заявленный парк паровозов и то, что мы с коллегой никогда в таких поездках не были. Всё началось ранним зимним утром 18 февраля,со станции Стрый Льв.ж.д. Паровоз Су-251-86 - "ветеран", участвовал в турах с 1991 года - привезли черновицким 2М62У в депо Стрый для разворота и заправки водой. Я с коллегой по увлечению - Андреем Поревым, прибыли на его автомобиле, переночевав накануне во Львове. Учитывая тот факт, что в самом поезде мы не поедем - без машины делать тут было бы нечего. Вскоре прибыл поезд с "интуристами", для которых всё и затевалось. Группа была большая - более сорока человек. Тем временем небольшой состав крытых с одним плацкартным ЦМВ в хвосте, подали к вокзалу, и паровоз пошёл под поезд. Схема поезда была такова, что к вагону ЦМВ в хвосте прицепили ещё и тепловоз 2М62У. Это делалось для того, чтобы на проводимых фотостопах, в условленном месте - туристы высаживались, а поезд осаживался назад, после чего ЦМВ с 2М62У оставался на месте, а паровоз с грузовым составом проходил "на камеру" для съёмок. Так впоследствии и происходило, за исключением очень редких случаев, когда времени на прицепку - отцепку небыло и весь состав проходил на съёмку целиком. Кроме того, пока туристы находились в поезде, вёл состав конечно же тепловоз а не паровоз, который просто толкали в это время. С одной стороны это можно бы и оправдать, поскольку так было легче для паровозной бригады поддерживать давление в котле, да и просто - меньше физических нагрузок. Но с другой стороны - это была вынужденная мера, продиктованная техническим состоянием паровоза, которое нельзя было назвать хорошим. Это относилось и ко всем остальным паровозам в ретротуре. К сожалению, организаторы тура не слишком утруждали себя и подбором наиболее старотипных вагонов, поэтому в составе стояло большинство новых вагонов, постройки 1990-х годов уже с гофрированной обшивкой или после модернизации на ВРЗ - с металлической обшивкой вместо деревянной. Вскоре всё было готово и торжественно прогудев, паровоз отправился в дорогу на Ивано-Франковск, через станции Болехов и Калуш, а мы на авто помчались его обгонять, чтобы встретить впереди, стараясь выбирать интересные места для съёмок, пользуясь при этом топографическими картами "километровками". Поскольку мы не могли точно знать, где будут проводиться фотостопы, а также далеко не всегда вблизи железной дороги были автомобильные дороги - приходилось довольствоваться нашим положением "нелегальных участников" тура и снимать всё, что только возможно. К сожалению, иногда в интересные и явно фотостопные места подъехать на машине было невозможно в принципе. Но, несмотря на это, удалось сделать массу интересных снимков и видео. В нашем положении, несомненно, были и плюсы, так как ехавшие в поезде 45 туристов - все как один фотографировали практически одно и то же, а мы могли сделать что-то оригинальное. И ещё - наблюдать за всем со стороны, было более интересно, чем ехать в поезде, ведь таким образом шоу становилось больше похожим на реальную жизнь. Уже во второй половине дня, поезд прибыл на станцию Ивано-Франковск и красавец Су, в очередной раз, удивив пассажиров на вокзале, ушёл в депо - на разворот и чистку топки. Это событие входило в программу и все туристы зрелище тщательно отсняли. Погода весь день стояла великолепная - яркое солнце, отсутствие снега и лёгкая прохлада, при нулевой температуре - сами по себе создавали настроение, не говоря уже о великолепии "живого" паровоза в действии, на однопутке с такими прекрасными пейзажами и полным отсутствием контактной сети. После необходимого перерыва поезд отправился в обратный путь на станцию Стрый, но учитывая короткий день зимой - тур продолжался в этот день только до станции Боднаров, где уже в сумерках, группу пересадили в комфортабельный автобус и увезли на ночлег в Коломыю. Мне с коллегой, на этом участке впервые довелось поучаствовать в настоящем фотостопе, где мы "по-настоящему" увидели, во всей красе рабочий паровоз с поездом - на высокой насыпи путепровода. Кстати, в этот раз и вообще в большинстве случаев, проход поезда на фотостопе проводился дважды, причём после первого прохода, паровоз самостоятельно осаживал поезд "на исходную" и проходил второй раз. По станции Боднаров нас ожидал сюрприз - это был старый деревянный пассажирский вагон - 20.2 м, стоявший в тупике. Конечно, прибывающий поезд с Су, был отснят на его фоне. На следующий день, после ночлега в Ивано-Франковске (т. к. все гостиницы в Коломые были заняты, в связи с проведением каких-то спортивных соревнований), ранним морозным утром, когда всё ещё было покрыто инеем, мы прибыли в депо Коломыя, где в утреннем тумане, уже готовили в дорогу паровоз Эм-735-72 (т. Эр-799-79). Что-то не ладилось с работой продувательных кранов цилиндров, но вскоре паровоз встал под состав, в голове которого было несколько хопперов для зерна. Туристы категорично потребовали отцепить "слишком современные вагоны", что и было сделано. "Эмке" сегодня предстояло пройти до станции Залещики, через станцию Городенка. Через пару часов, дождавшись встречного пассажирского и двух проведённых, во время ожидания фальстартов - чтобы не скучали туристы, а также после замены у паровоза заднего тендерного тормозного рукава магистрали, по требованию вагонников, поезд наконец отправился в дорогу. К середине дня погода стала портиться. Небо затянуло свинцовыми тучами и самый интересный фотостоп - на большом старом мосту через реку Днестр у станции Залещики, был немного подпорчен. Тем временем, из Черновцов привезли новый локомотив - Л-5141. По станции Залещики произошла смена локомотивов, а также перестановка ЦМВ на другой конец состава - в связи со сменой направления движения поезда. Не теряя времени, мы на машине быстро помчались в объезд - на другой берег реки т.к. время "поджимало", а объезд и автомобильный мост находится довольно далеко. Поднявшись на холмы, высокого правого берега Днестра, мы заняли позицию для съёмки. У туристов тут "тоже" проводился фотостоп. Погода была очень хмурая и вдруг, словно по заказу, просвет в тучах совместился с солнцем - именно в момент прохода поезда по мосту. Это было отмечено всеобщими возгласами одобрения и даже аплодисментами у туристов. На этом берегу реки, по станции Кострыжевка, около церкви и старого кладбища, с каменными крестами, поезд долго стоял в ожидании встречного пассажирского. Туристов опять развлекали фальстартом, а освещённость всё ухудшалась и день подходил к концу. Поэтому мы с коллегой решили дальше поезд не преследовать и уже почти в сумерках уехали в Коломыю, где в этот вечер должно было состояться необычное действо - "ночной парад паровозов" на веере депо. Кстати, у вокзала Станции Кострыжевка в виде склада сохранился кузов древнего двухосного изотермического вагона, вполне пригодного для реставрации. Ничего подобного я раньше нигде не встречал. В Коломыю мы приехали уже в полной темноте и сразу же "вооружившись" штативами пошли в депо. Там как раз готовилась ночная экспозиция и воспользовавшись манёврами и неплохим освещением, мы отсняли со штативов в разных ракурсах паровозы Эр-797-86, Эм-735-72 и Ь-2137. Поезд с туристами ещё не прибыл и нам никто "не мешал". Вскоре они приехали, принеся с собой дополнительные мощные переносные светильники. Паровозы к тому времени уже стояли на веере, на соседних путях. Через некоторое время, со станции через поворотный круг, заехал и Л-5141, встав на веер крайним справа. Было тепло - то ли от пыхтящих паровозов, то ли от радости в душе и вида фантастического зрелища, словно перенесшего всех нас во времени на 50 лет назад - в эпоху расцвета эры паровозов и нельзя было отвести глаз от этой "ожившей" ночной сказки. В ярком свете ламп, на фоне веера с открытыми воротами и чёрного ночного неба, стояло четыре разных паровоза и три из них - с работающими турбинами и включёнными фонарями. Они размеренно "дышали" паровоздушными насосами, а чуть приоткрытые сифоны, с шипеньем поднимали ввысь дым от горящего в топках угля. Хотя и моросил мелкий противный дождик, никто его, казалось, не замечал… Неустанно меняя точки съёмки, полсотни человек со штативами, не мешая друг другу, тихо созерцали ночное царство, окутанных паром "живых" паровозов… Так незаметно пролетело целых четыре часа. Все отправились на ночлег. Прошёл второй затянувшийся допоздна день ретротура. На третий день поездки - 20 февраля - было пасмурно. Сегодня рано утром, паровозы Эм-735-72 и Эр-797-86, сплоткой повели поезд из Коломыи через станцию Делятин - в горы. Начиналось самое интересное. В горах действительно затевался настоящий праздник, а учитывая то, что автомобильная и железная дороги здесь пролегают почти параллельно друг другу - мы на машине могли сопровождать поезд и участвовать почти во всех фотостопах. Иностранцы к нам уже привыкли и стали здороваться. Зачастую, высаживаясь на очередной фотостоп, они с удивлением обнаруживали нас уже прибывших туда. Раньше, за год - два до этих событий, мы с коллегами на машине уже путешествовали по этой линии и обследовали её, фотографируя дизельпоезда венгерского производства серии Д1, работающие в депо Коломыя. Поэтому, мы более или менее хорошо знали все красивые места и подъёзды к ним, и эти знания нам сильно пригодились теперь - в "погоне" за паровозами. Линия Делятин - Рахов, по которой двигался поезд, изобилует мостами, тоннелями, подпорными стенами и каменными виадуками постройки ещё 19 века. Дорога однопутная и днём, кроме 3-4 пар дизельпоездов, (и недавно запущенного для лыжников рельсового автобуса серии 620М польского производства, по участку Львов - Ворохта) движения нет. Таким образом, на этой дороге "созданы" все условия для ретродвижения и прекрасных фотостопов, не только самой природой Карпатских гор, а и полным отсутствием интенсивного движения поездов. В таких местах, практически каждый километр дороги является прекрасным местом для съёмок. Но даже из этих километров чудных видов, выбирались самые лучшие. Местные жители, при виде паровозов, не были сильно удивлены и хотя это можно объяснить частыми поездками, проводимыми фирмой "Джерело" в этих местах, но с другой стороны - всё же тут сравнительно не так давно, как в других местах по Львовской ж.д. закончилась регулярная эксплуатация паровозов. Хотя если посмотреть вокруг, то иногда казалось, что она вообще не прекращалась. При работе паровозов двойной тягой, обнаружилось удивительное обстоятельство. При трогании поезда с места, первые мощные выхлопы отсечки, словно приглушённые выстрелы из пушек, поначалу с грохотом и в разнобой вырывались из труб обоих паровозов. Но постепенно, по мере нарастания скорости движения, выхлопы двух паровозов удивительным образом синхронизировались и становились единым слаженным и чётким звуком. Паровозы, словно люди, несущие тяжёлую ношу - старались "подобрать ногу" друг под друга, и потом уже, дружной поступью обоих экипажей, быстро и красиво разгоняли поезд, выбрасывая в небо огромные, упругие и бурлящие потоки белого пара, смешанные с чёрным дымом, которые постепенно расширялись и таяли в холодном зимнем воздухе, цепляясь за деревья и поднимаясь до небес. В горах местами лежал снег, выпавший несколько недель назад и уже значительно подтаявший, он причудливыми лоскутками покрывал склоны и долины, с желтой осенней травой. В районе Яблуницкого перевала автодорога уходит в сторону от железной дороги и тут есть участок, который на нашей машине был недосягаем. В тот день мы мчались за поездом до станции Ясени, где уже в сумерках оставили его и поехали ночевать в городок Яремче. Следующий, четвёртый день - 21 февраля порадовал солнечной погодой и новой сплоткой в голове поезда Эм-735-72 и Л-5141.Ещё немного поменялся состав поезда - в голову поставили полувагоны. Сегодня поезд двигался по участку Рахов - Делятин дотемна. Из наиболее интересных и зрелищных видов, можно выделить старинный каменный виадук, из красивого желтоватого камня - в кривой, около станции Вороненко. Он, в отличие от других подобных, не был повреждён войнами и временем, и остался в идеальном состоянии, а само место по красоте природы, там просто фантастическое. Кстати сказать, на всём участке похоже охраняются, только тоннели и всего два больших моста. Один уходящий прямо в тоннель, около станции Яремча и второй - самый большой, около станции Ворохта. С остальных, увиденных нами "объектов советских тайн", охрана давно снята и можно спокойно обследовать эти исторические сооружения, не опасаясь никого и ничего, кроме изредка проходящих поездов. Похоже, что охрана с виадука у станции Вороненко, была снята всего несколько лет назад т.к. дряхлеющая колючая проволока по периметру еще присутствовала, напоминая о бывшем "стратегическом объекте". Но караульное помещение было в запустении и потихоньку разрушалось природой и местными жителями. В своё время лес, на определённом расстоянии от виадука, был вырезан для "необходимого обзора возможных диверсантов" в любое время суток и на образовавшихся косых полянах десятилетиями росли, тщательно выкашиваемые сочные травы. Их и сейчас видимо выкашивают, но уже местные жители и теперь в исключительно "мирных целях" - для домашнего скота, ненароком поддерживая таким образом необходимый когда-то "стратегический " обзор в "боевом состоянии" Стоя здесь в лесу у колючей проволоки, под столетними елями и глядя на огромный красивый виадук, под которым проходит грунтовка, с разрушенным уже КПП было так приятно ощущать полную свободу действий, без всякой железной диктатуры… Думалось и о том какие удивительные паровозы тут проходили за всю историю существования виадука. Единственное, что огорчало все эти дни, так это почти полное отсутствие снега - всё-таки на календаре зима была в разгаре… К вечеру солнце спряталось в тучи и вскоре сгустились сумерки. На следующий день, в голове поезда по плану был Л-5141 от Делятина до Рахова. Состав поезда снова обновили, поставив полувагоны вперемешку с крытыми. Поезд мы "вели" по всему участку, хотя солнечное утро к полудню постепенно сменилось пасмурным днём, после чего пошёл мелкий противный и не перестающий дождь, сменившийся к ночи сильнейшим снегопадом, по которому мы с трудом добрались до ночлега. Снег не сыпал, а падал с неба целыми лохмотьями - такого я раньше не видел, наверное, это бывает только в горах. Но, тем не менее, этот жуткий снегопад сменил наутро всё убранство природы. В горах заметно похолодало. В праздничный день 23 февраля, как это было не прискорбно - тур в горах подходил к своему завершению. Это был уже шестой - последний день пробега. Паровоз Эр-797-86 вёл поезд по участку Рахов - Яремча и хотя участок был тот же, но выпавший за одну ночь снег, изменил всё вокруг настолько, что казалось, будто мы находимся в совершенно других местах. Сегодня полувагоны стояли уже в хвосте поезда. Там же, к 2М62У прицепили ещё и горячий Л-5141 и таким образом транспортировали его в депо. Всякий раз на фотостопах душа радовалась от прекрасного зрелища проходящих паровозов. Одно только эхо в горах чего стоило - оно, словно утраивало всю мощь паровозных гудков под аккомпанемент отсечки. Чем дальше мы ехали, тем сильнее ощущалось скорое окончание тура и всей красоты, к которой мы уже привыкли за неделю общения с природой и паровозами. Как это было не грустно но вскоре поезд дошёл до станции Яремча, где после манёвров все локомотивы собрали в голове, отправив опустевший состав на Коломыю. 24 февраля предстояло ещё одно событие уже в Закарпатье, на УЖД в Берегово, которое, увы не состоялось. По приезду в депо Берегово выяснилось, что паровоз Гр-6-286 не сможет порадовать своей работой, так как накануне вечером, после растопки потёк котёл и ему был необходим серьёзный ремонт. Паровоз потушили. Наутро это был уже холодный безжизненный локомотив. Туристы сильно огорчились и группа разделилась - на тех кто решил ехать домой днём раньше и тех кто всё же захотел прокатиться по запланированному маршруту но только на ТУ2. Напоследок по инициативе туристов в дымовой коробке паровоза, ещё стоявшего в голове поезда, развели костёр из сухой травы и веток, а также принесённой кем-то из туристов старой покрышки от мопеда, чтобы отснять хоть какой-то дым над трубой - для создания иллюзии горячего паровоза. Печальное зрелище… Вместе с этим чёрным едким дымом, тающим на фоне хмурого неба, развеялись наши остатки хорошего настроения и учитывая усталость и сильное огорчение по поводу Гр-6-286, а также очень пасмурную погоду с самого утра - мы с Андреем приняли решение и взяли курс на Киев. Из остальных неутешительных фактов стоит отметить то, что первоначально для поездок в этом ретротуре планировалось также задействовать паровозы Еа-2026 и СО17-4371.Но первый, насколько удалось выяснить, не участвовал из-за серьёзных проблем в парораспределительном механизме и его даже не растапливали для участия в ночном параде в Коломые. А второй паровоз был готов, но в "Джерело" не смогли согласовать с депо Гречаны цену за аренду. Крайне неудачно то, что и Су-251-86 не участвовал в ночном параде. Это видимо был просто недочет руководства тура. Но в любом случае не нам об этом судить, тем более что не мы платили за проведение этого тура, а иностранные туристы, хотя поучаствовать в нём мы смогли вполне полноценно. В любом случае жаловаться нам было бы грех, может в будущем удастся поснимать в горах и другие паровозы - только бы они подольше жили в непростых условиях на украинских железных дорогах, где скудный инвентарный парк рабочих паровозов "тает" просто на глазах. P.S.Впоследствии часть сделанных мной снимков была опубликована в двухтомном фотоальбоме "Ожившие паровозы"(ООО "Издательский дом "Железнодорожное дело"), а сами паровозы в большинстве перешли в собственность АЗІЗУ и мне посчастливилось учавствовать в их ремонте. Сергей Палиенко 2007 год. |
|
||||||||||||||||||||||||
уч.Цежнев-Боднаров, Су-251-86 ст.Боднаров, Су-251-86 ст.Коломыя, Эм-735-72 ст.Коломыя, Эм-735-72 ст.Коломыя, Эм-735-72 ст.Коломыя, Эм-735-72 ст.Коломыя, Эм-735-72 ст. Гвоздец, Эм-735-72 около ст. Городенка, Эм-735-72 около ст. Городенка, Эм-735-72 Залещики-Кострыжевка, Эм-735-72 Залещики-Кострыжевка, Эм-735-72 Залещики-Кострыжевка, Эм-735-72 Залещики-Кострыжевка, Эм-735-72 Залещики-Кострыжевка, Эм-735-72 Залещики-Кострыжевка, Л-5141 ст.Кострыжевка, Л-5141 ст.Кострыжевка, Л-5141 ст.Кострыжевка, Л-5141 депо Коломыя, Ь-2137 депо Коломыя, Ь-2137 депо Коломыя, Эр-797-86 депо Коломыя, Эм-735-72 депо Коломыя, Ь-2137, Эм-735-72, Эр-797-86 депо Коломыя, Эм-735-72 и Эр-797-86 депо Коломыя, Эм-735-72 и Эр-797-86 депо Коломыя, Ь-2137, Эм-735-72, Эр-797-86 депо Коломыя, Эм-735-72 и Эр-797-86 депо Коломыя, Ь-2137, Эм-735-72, Эр-797-86 депо Коломыя, Эм-735-72, Эр-797-86, Л-5141 депо Коломыя, Эм-735-72, Эр-797-86, Л-5141 депо Коломыя, Ь-2137, Эр-797-86, Л-5141 около ст.Яремча, Эм-735-72 и Эр-797-86 около ст.Яремча, Эм-735-72 и Эр-797-86 около ст.Яремча, Эм-735-72 и Эр-797-86 около ст.Микуличин, Эм-735-72 и Эр-797-86 около ст.Микуличин, Эм-735-72 и Эр-797-86 ст.Микуличин, Эм-735-72, Эр-797-86, Д1-757 около ст. Вороненко, Эм-735-72 и Эр-797-86 около ст. Вороненко, Эм-735-72 и Эр-797-86 около ст.Ясени, Эм-735-72 и Эр-797-86 около ст.Ясени, Эм-735-72 и Эр-797-86 около ст.Квасы, Эм-73572 и Л-5141 около ст.Квасы, Эм-735-72 и Л-5141 около ст.Ясени, Эм-735-72 и Л-5141 около ст. Вороненко, Эм-735-72 и Л-5141 около ст. Вороненко, Эм-735-72 и Л-5141 около ст.Ворохта, Эм-735-72 и Л-5141 о-п Татаров, Эм-735-72 и Л-5141 уч.Татаров-Микуличин, Эм-735-72 и Л-5141 около ст.Яремча, Эм-735-72 и Л-5141 около ст.Микуличин, Л-5141 около ст.Микуличин, Л-5141 66 около ст.Микуличин, Л-5141 около о-п Татаров, Л-5141 около о-п Татаров, Л-5141 около ст.Микуличин, Л-5141 около о-п Татаров, Л-5141 ст.Ясени, Л-5141 ст.Ясени, Л-5141 ст.Ясени, Л-5141 ст.Ясени, Л-5141 около ст.Ясени, Эр-797-86 около ст. Вороненко, Л-5141 около ст. Вороненко, Эр-797-86 около ст. Вороненко, Эр-797-86 около ст. Вороненко, Эр-797-86 уч.Билин-Квасы, Эр-797-86 около ст. Вороненко, Эр-797-86 Эр-797-86 уч.Татаров-Микуличин, Эр-797-86 уч.Татаров-Микуличин, Эр-797-86 уч.Татаров-Микуличин, Эр-797-86 около ст.Яремча, Эр-797-86 ст.Яремча, Л-5141 и Эр-797-86 |